Kolyma Railroad
  antic > Хасын > Kolyma Railroad
    ...Дай мне напиться железнодорожной воды
 
            БГ  —  Железнодорожная вода
 
 
    Сегодня же сяду в поезд - и в любую сторону, хоть в Магадан...
 
            Кир Булычёв — Сто лет тому вперёд
 
 
    Громче  всех  причитала  миссис Хаббард:
    – Моя  дочь  меня уверяла, что это самая спокойная дорога. Говорит, сядешь в вагон и  выйдешь  лишь  в  Париже.  А  теперь оказывается, что мы можем Бог знает сколько здесь проторчать.
.............................
    В  половине первого пополуночи начался снегопад, и поезд стал. С тех пор никто не мог его покинуть
 
            Агата Кристи Восточный экспресс
 
 
    Много лет валялись по бокам насыпи рельсы, а потом куда-то пропали, но и сейчас ещё изредка встретишь на ней втиснутый в почву костыль, с которого пластами отслаивается ржавчина.
 
            Михаил Воинов ПИСЬМО НА ЛЕТУ
Железных дорог на Колыме нет
Их нет уже тысячи лет
Видимо, они когда-то были
Возможно, когда-нибудь будут
 
         В детстве я регулярно летал с родителями в отпуск на так называемый "материк" (странно, почему центральные регионы называли материком, Магадан ведь тоже не на острове).
         Для меня, тогда, «материк» характеризовался не только теплым климатом, обилием фруктов и возможностью искупаться в теплом море или реке, но и наличием трех примет цивилизации – железных дорог, лифтов в многоэтажных домах и подземных переходов в городах.
         Из трех достижений технического прогресса я, в детсадовском возрасте, несомненно, выделял по значимости железные дороги, полагая, что в купейном вагоне добираться из Магадана в Москву более комфортно чем на самолете, да и интересней к тому-же – можно в окно смотреть на проплывающие мимо пейзажи.

 
 
 
Узкоколейка
Участок узкоколейки Магадан - Новая палатка рядом с поселком Хасын, 50-е годы прошлого века
Снимок с  сайта Ленинградский геофизик
 
 
Хасынские рельсы. 50-е годы
 
 
         Первая узкоколейка появилась на Колыме в 1932 году, и предназначалась, главным образом, для вывозки лесоматериалов с верховьев реки Магаданки, первоначально её длина составляла приблизительно семь километров, в дальнейшем выросла до шестнадцати. Несколько позднее была построена дорога Магадан - р. Каменушка, протяженностью 9 км.
 
         В 1939-40 гг. начались изыскания и проектирование дороги
Магадан - п. Палатка.
1 сентября 1941 года был введен во временную эксплуатацию участок железной дороги Магадан - 62-й километр. Строительство закончено в 1948 г. В 1950 г. открыто движение до 72 км, потом  до Новой Палатки, общая протяженность дороги составила 102 км. Разобрана в 1955-56 г.
 
 
Узкоколейная железная дорога (показана черным цветом) на карте, изданной в США (состояние местности на 1950-е годы)
 
 
 
         Существовали также производственные узкоколейки на рудниках. В настоящее время на руднике Дукат действует вновь построенная подземно-надземная производстводственная узкоколейка с электровозной тягой.
 
Остаток насыпи железной дороги недалеко от п. Хасын (в сторону Палатки)
  Дорога в никуда
  Снимок с фотогалереи
 
Endless Project
 
         Впервые идею о соединении железной дорогой Евразии и Северной Америки через Берингов пролив высказал в 1890 г. губернатор Колорадо У. Гилпин, она была поддержана Союзом тихоокеанских дорог США.
         В 1904 году в правительство России с проектом железной дороги до мыса Дежнева обратился французский предприниматель и исследователь                  Лойк де Лобель, проект был одобрен Николаем Вторым, предполагалось начать его реализацию после окончания строительства Транссибирской магистрали, как её продолжение.
         В начале 20 века, когда Транссиб был уже в основном построен, в России начались изыскательские работы по новому проекту, однако, вскоре началась Мировая война и работы были приостановлены.
 
         Вскоре после Октябрьской революции Советское правительство возвращается к идее строительства железной дороги на Чукотку и, в перспективе, на Аляску, новый проект предусматривал прокладку магистрали от Воркуты до Анадыря по северным районам Сибири и Дальнего востока. В годы первых пятилеток началось интенсивное строительство пути (в основном руками заключенных), однако, до начала Отечественной войны реализацию проекта так и не успели закончить, а позднее он был заброшен, остался только короткий участок Норильск - Дудинка, не привязанный ни к чему.
 
         В 1985 году началось  строительство Амуро-Якутской магистрали, от БАМа до Якутска, в перспективе до Магадана и, возможно, с продолжением на Камчатку (Ленско-Камчатская железнодорожная магистраль).
 
         Новый всплеск интереса к идее соединения материков возник в середине
90-х, с окончанием  строительства тоннеля под Ла-Маншем, громадный тоннелепроходческий комплекс предпологалось использовать для Берингова пролива, но, поскольку в нашей стране все время что-то мешает (в данном случае развал государства и отечественной экономики при Ельцине) все как обычно закончилось ничем.
 
         В 2006 году правительство РФ принимает решение о строительстве железной дороги Якутск-Магадан, в качестве составной части будущих ТКМ (трансконтинентальной магистрали) и ЛКМ (Ленско-Камчатской магистрали).
В 2007 году проект ТКМ (до Уэлена) включен в стратегию развития железнодорожной отрасли до 2030 года, но фактически реализация его идет вялотекущем режиме, в основном в виде конференций и обсуждений.
 
Идет подготовка к строительству железной дороги до Магадана
 
 
 
 
Дополнительная информация на интернет-ресурсах
 
     Сайт О ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ
     Сайт  МОСТ НА САХАЛИН
 
     Сайт Гудок
 
     Сайт Моя Родина — Магадан